Цифровизация банковского дела в Восточной Европе
Термин цифровая экономика был первоначально придуман в 1990-х годах, когда появилось влияние новых технологий, таких как Интернет. Этот термин включает экономическую деятельность, которая зависит от информационных и компьютерных технологий или дополняется ими.
Другими словами, экономика, основанная на цифровых технологиях.
Банковский сектор был преобразован цифровой экономикой, и в связи с недавними обстоятельствами цифровизация еще больше ускорилась. COVID-19 заставил банки внедрять новые инновационные технологии.
До пандемии личное взаимодействие имело большое значение в операциях финансовых учреждений, но сейчас ситуация меняется.
Во всем мире локдауны усложнили доступ к физическим локациям. Это заставило большую часть клиентов банков перейти на цифровой банкинг. Использование финтех-приложений увеличилось на 72% с начала пандемии в Европе.
Рост был поддержан такими инициативами, как открытый банкинг, который позволяет финансовым учреждениям безопасно обмениваться данными с третьими сторонами. Открытый банкинг обеспечивает большую конкуренцию, делая возможными новые услуги.
Эта тенденция вряд ли изменится, поскольку пользователи цифрового банкинга теперь указывают, что они будут продолжать использовать онлайн-сервисы после окончания пандемии.
Восточная Европа находится в особом положении в цифровизации банкинга.
Исследование MasterCard под названием «Эволюция банковского дела 2020» показало, что восточноевропейские пользователи гораздо чаще используют приложения для проведения финансовых транзакций онлайн по сравнению с западными европейцами. В процентном выражении - 50% восточных европейцев по сравнению с 39% западноевропейцев.
Регуляторы создали хорошую среду для ИТ-компаний в Восточной Европе.
Согласно исследованию CEE Fintech Atlas 2019:
- Были основаны финтех-ассоциации и внедрены программы инкубации и наставничества в области финтеха несколькими банковскими учреждениями в Центральной и Восточной Европе.
- Страны Центральной и Восточной Европы, в которых местные рынки меняются и продвигаются вперед, стали горячими точками для финансовых технологий и финтех-сообществ.
Кроме того, исследование показывает, что инвестиции в финтех в странах Центральной и Восточной Европы достигли своего пика на момент исследования.
Россия
Российское правительство проявило интерес к цифровизации еще до пандемии. В 2018 году правительство приняло национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации».
3 цели проекта:
- Трехкратное увеличение внутренних расходов на развитие цифровой экономики из всех источников (по доле в ВВП) по сравнению с 2017 годом.
- Создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступных для всех организаций и домашних хозяйств.
- Использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.
Основываясь на исследовании digital McKinsey от 2017 года, в период с 2011 по 2015 год цифровая экономика России выросла на 59%. Это означает, что цифровая экономика растет в 9 раз быстрее, чем ВВП страны. Согласно исследованию, цифровая экономика России имеет потенциал утроиться к 2025 году с нынешних 3,2 до 9,6 трлн рублей. Что касается прибыли банков, то за последние 10 лет она выросла в 4,5 раза, несмотря на относительно медленный экономический рост.
Как представляется, банки не остались в стороне от этой тенденции. По данным "коммерсантъ", в четвертом квартале 2019 года насчитывалось 30,4 тыс. структурных подразделений по сравнению с 31,2 тыс. ранее в этом году. 1 марта 2020 года количество филиалов сократилось до 30,3 тыс.
Согласно результатам исследования, представленного Аналитическим центром НАФИ в июле 2020 года, более половины россиян (56%) используют цифровые каналы управления личными финансами, такие как мобильный банкинг или интернет-банкинг.
Люди предпочитают интернет-обслуживание в банке походам в местный филиал. В результате снижения спроса на физическое присутствие банков рядом со своими клиентами, количество этих филиалов сократилось на 26% менее чем за 4 года.
Сбербанк, крупнейший розничный банк России, смог сократить потери человеко-часов клиентов в очередях с 440 млн в 2006 году до менее 100 млн в 2015 году.
По данным компании финансовых услуг BCG, в 2019 году Россия заняла первое место в мире по уровню проникновения бесконтактных платежей с использованием Apple Pay, Samsung Pay и др., а также заняла третье место по уровню внедрения финтех-сервисов.
В будущем хорошо зарекомендовавшие себя банки в России, вероятно, выиграют от преимущества первопроходца, инвестируя значительные средства в инновации и цифровую трансформацию в течение последних нескольких лет.
Беларусь
Согласно рейтингу Global Services 100, Республика Беларусь занимает 13-е место из 20 стран-лидеров в области ИТ-аутсорсинга и высокотехнологичных услуг.
Некоторые из 100 ведущих ИТ-компаний имеют белорусские корни: EPAM Systems, IBA Group и Intetics Co.
Цифровая экономика стала частью национальной стратегии Беларуси.
В 2005 году в Беларуси создан Парк высоких технологий - налогово-правовой режим в Беларуси, созданный с целью развития ИТ-бизнеса. Это белорусский аналог Кремниевой долины в США. Компании, зарегистрированные в ПВТ, могут пользоваться всеми предоставляемыми преимуществами, независимо от местонахождения их белорусского офиса.
21 декабря 2017 года президент подписал Указ «О развитии цифровой экономики», который направлен на улучшение условий для резидентов Парка высоких технологий и повышение конкурентоспособности страны в цифровизации.
Документ устанавливает, что юридические лица в Беларуси имеют право владеть любыми токенами (включая криптовалюты), хранить токены в виртуальных кошельках, обменивать токены за другие токены или деньги. Белорусские юридические лица, зарегистрированные в Парке высоких технологий, теперь имеют уникальную возможность создавать и размещать собственные токены в Республике Беларусь и за рубежом через операторов криптоплатформ и операторов обмена криптовалютами.
Одним из примеров такой платформы является криптоплатформа под названием Finstore. Платформа позволяет компаниям выпускать цифровые токены, которые платят проценты. Инвестирование возможно 24/7 из любой точки мира.
В 2018 году Приорбанк стал одним из первых банков, предложивших своим клиентам доступ к API. Это произошло во время сотрудничества со шведской финтех-компанией Asteria. Банк и стартап работали вместе над внедрением решения для клиентов, в котором продукт Asteria был связан с банком через API. Он предлагал клиентам прогнозную аналитику денежных потоков на основе их банковских данных.
Большинство трудностей были связаны с протоколами аутентификации и аутентификацией пользователей - OAuth2 и OpenID Connect. Из-за сложности этих протоколов банк продолжает получать вопросы о них и сегодня.
Многие банки в Беларуси скептически относятся к использованию открытых API. Тем не менее, Priorbank считает, что API предлагают банкам простой и быстрый способ интеграции в динамичную цифровую экосистему и расширения своего бизнеса. «Ситуация с API в Беларуси пока полностью не определена, но цифровая трансформация происходит по всем направлениям. Нам нужно меняться, если мы хотим быть готовыми к новым реалиям и оставаться в игре», — заявили эксперты Приорбанка.
Еще одним примером успешной цифровизации в банковской сфере является приложение банка БелВЭБ под названием UP. После его запуска ежедневные транзакции выросли с 6 тыс. до 20,8 тыс., а количество пользователей по сравнению с их старым приложением выросло в 3 раза. Это свидетельствует о растущем интересе белорусов к цифровизации.
Украина
Украина определила цифровую трансформацию в качестве приоритета политики. Цифровизация Украины возглавляется совместными усилиями экспертного и бизнес-сообществ, а в 2018 году правительство приняло Концепцию и План мероприятий по развитию цифровой экономики и общества Украины.
Приоритетами в рамках цифровой повестки Украины являются законодательство о цифровой экономике и телекоммуникациях, цифровая инфраструктура, в том числе стратегия широкополосного доступа, программа безналичной экономики в сферах электронной коммерции, электронного доверия и кибербезопасности, а также инициатива «Умные города – умные регионы», направленная на децентрализацию и внедрение электронных навыков, электронного здравоохранения и электронной коммерции в регионах Украины.
В 2017 году цифровые банки начали деятельность на Украине. Известные как необанки, эти онлайн-банки быстры, просты в использовании, взимают низкие комиссии и обслуживают клиентов через мобильные приложения, в отличие от медленных и бюрократических традиционных банков.
Поскольку Украина стремится стать безналичным обществом, конкуренция между этими банками возрастает. Тем не менее, эксперты говорят, что еще есть возможности для роста.
Вероятно, лидером на этом рынке является Монобанк. Компания оценивается более чем в 1 миллиард долларов. Банк был основан в 2017 году и с тех пор приобрел более 4,4 миллиона клиентов.
Монобанк предлагает множество услуг, которые предоставляют традиционные банки. Позволяет пользователям хранить и снимать деньги или вкладывать сбережения на депозитные счета до 10% годовых. Но Монобанк также выделяется среди своих конкурентов. Например, он позволяет своим клиентам разделить счет ресторана, переводить деньги в один клик, выплачивать зарплату, покрывать коммунальные услуги без комиссий и возвращать до 20% ежемесячных расходов в виде кэшбэка. Монобанк также планирует выпустить карты, позволяющие торговать биткоином и инвестировать в акции иностранных фирм.
Очень похожим на Монобанк является Изибанк. Он вышел на рынок в феврале 2020 года и достиг почти 100 000 активных пользователей в июле 2021 года.
Изибанк также предоставляет 1% кэшбэк на все покупки и 2% кэшбэк каждую пятницу в кафе, клубах и ресторанах. С пользователей не взимается плата за денежные переводы, снятие наличных и депозиты в банкоматах City24, а также счета за коммунальные услуги. С Изибанк пользователи могут планировать свой бюджет и ставить финансовые цели.
Подобными примерами также являются Sportbank, Todobank, Neobank и O.bank.
Выводы
Правительства стран Восточной Европы стремятся ускорить процесс цифровизации банковского дела и экономики в целом. Этому способствует проводимая политика и активное сотрудничество между государствами и частными компаниями.
Пандемия создала условия, которые вызвали повышенный спрос на цифровизацию банковского дела. Однако еще до этих событий интерес был довольно высок.
Рынок стал привлекательным для финтех-компаний, а также для партнерских отношений между финтех-компаниями и банками, созданными в регионе.
Благодаря этим факторам можно ожидать серьёзный рост цифрового банкинга в ближайшем будущем.